Каталог товаров

Биография пялец

Одно из значений слова «пяльцы», произошедшего от слова «пяло», – доска для растяжки, шест, распорка чего-либо. В словаре В.Даля: «пяло» – женский рукодельный верстак, рама для впяленья ткани, по которой шьют, которую стегают. Выражение «пялить глаза», как предполагают лингвисты, и пошло от слова «пяло», то есть – упорно и стойко глядеть на что-то. Без внимательного и напряженного всматривания в работу невозможно представить вышивание.

Вышивание первыми освоили женщины Азии, а после них греки и римляне. Изготавливались первые пяльцы из упругого древесного прута, скрученного в кольцо, внутри которого туго натягивали ткани с помощью жгута или веревки. Такие пяльцы по виду напоминали барабан (по-французски слово «барабан» звучит как – "тамбур", возможно отсюда и пошел термин "тамбурный шов").

tambour_1.jpg

                                                                           Первые пяльцы были круглыми, согнутыми из упругого древесного прута

На рубеже VI-V веков до н. э. женщины Древней Греции вышивали уже и крестиком и гладью. При вышивании они пользовались трапециевидными пяльцами, которые необходимо было упирать в бедро. Обеспеченные женщины вышивали для удовольствия, а рабыни рукодельничали для продажи своих изделий.

tambour_2.jpg

Вышивальщица Древней Греции за трапециевидными пяльцами. Рисунок с краснофигурной вазы. Около 450 года до н. э.

Впервые о русских вышивках, относящихся к X-XII векам, упоминается в «Домострое». Вышиванию, называемое «пяличное дело», учили девочек с раннего возраста. Причем обучение девочек называлось – «пяличное прилежание», обученные несколькими видами вышивки девушки выполняли «хитроумное изрядство», а опытные женщины владели мастерством «шелковидного ухищрения». Благодаря пяльцам вышивальщицы изготавливали изделия на высоком художественном уровне, и в XIX веке стали популярными разборные пяльцы, состоящие из двух колец с винтом для регулирования натяжения.

tambour_3.jpg 

Так называемые швейцарские пяльцы из двух разъемных обручей с винтом для крепления к столу. Вторая половина XIX века

В круглые пяльцы натягивали обычно легкие ткани небольших размеров. Для изготовления холстов крупных размеров и настенных панно, состоящих из нескольких частей, стали применять разъемные и глухие прямоугольные пяльцы. Натяжение ткани особенно важно было для золотного шитья. Рама золотошвейки была изготовлена из 4 округлых брусков диаметром около 2,5 см. и длиной 55 см, а иногда и больше. Бруски рамы крест-накрест перевязывали веревкой, оставляя просвет рамы 46-48 см. Вышивала золотошвейка, сидя на стуле или скамье, раму располагала на колени, а верхний край опирала на стол. На холст сначала приклеивался картон, который вышивальщицей обшивался золотной нитью.

tambour_4.jpg

Квадратные разъемные пяльцы. Конец XIX - начало ХХ века

Популярность вышивки крестом возросла в начала XIX века, в результате чего появились более усовершенствованные пяльцы из дорогих пород древесины, которые позволить себе могли только женщины привилегированных сословий. Это были столики с регулированной рамкой и откидной крышкой для инструментов и приспособлений.

tambour_5.jpg

Пяльцы в виде столика с регулируемой рамой. На откидной крышке закреплены инструменты для вышивания. Первая половина XIX века. Санкт-Петербург. Пушкинский дом

На больших, сколоченных из гладких брусков, пяльцах прямоугольной формы вышивали крестьянки, обучая с восьми лет девочек искусству вышивки крестом. Такие пяльцы сохранились на фабрике в поселке Крестцы Нижегородской области. Опытные мастерицы вышивали сразу вчетвером, за большими пяльцами квадратной формы, называемые в народе «круглыми».

tambour_6.jpg

Крестьянская семья за вышивкой. Фотография 30-х годов XX века. Нижегородская губерния

Значительный недостаток в том, что крупное изделие закрепить в глухих пяльцах нельзя было, и доводилось вышивать каждую часть изделия отдельно, а потом их сшивать, подвигло мастеров на изготовление пялец новой конструкции. Пяльцы изготавливались из валиков и поперечных реек. Изделие с двух сторон пришивали к полоскам ткани, а две другие пришивали к мешочкам с прорезями, в которые вставляли прямые рейки. Веревкой валики оттягивали к раме, накручивая на них в процессе работы вышитую часть изделия.

tambour_7.jpg

Деревянные прямоугольные глухие пяльцы. Змиевский уезд Харьковской губернии. XIX век. Санкт-Петербург, Кунсткамера

В конце 50-х годов XX века НИИ художественной промышленности были разработаны усовершенствованные пяльцы, состоящие из 2-х боковых рам, 2-х деревянных валиков с 2-ми клиньями. Высоту пялец можно было регулировать благодаря подъемным ножкам на боковых рамах.

tambour_8.jpg

Усовершенствованные пяльцы, созданные в НИИ художественной промышленности (Москва). Середина XX века

Вышивальщицам в наше время предоставлено большое количество разнообразных пялец и станков. Выбор велик – маленькие и большие, круглые и квадратные, деревянные и пластмассовые. Но как приятно взять в руки старые прабабушкины пяльцы.

В статье использованы материалы из диссертации кандидата исторических наук И.Л. Симаковой


 

Назад к списку